«Война». Капитолина Бодунова.
Capitolina Bodunova. War. 2009; acrylic on cardboard; 61 by 30 cm.
Читайте также о Капитолине Бодуновой:
«С другой стороны света / Капиталина Бодунова»
«Явление Капиталины Бодуновой в Москве»
31.08.2009
Мне есть, что сказать о каждой своей «единице хранения». Вот последнее приобретение - «Война» Капиталины Бодуновой.
Картину написала Капиталина Бодунова, староверка из Уругвая, в 2009 году, когда ей было 23 года. Вышла замуж в 14 лет, растит троих детей, писать начала без обучения, сразу акрилом. В какой-то книге без иллюстраций, изданной на испанском языке в Уругвае, Капиталина прочла о подвиге советских солдат во вторую мировую войну, вероятно, описывался эпизод с панфиловцами под Москвой у разъезда Дубосеково.
Снег Капиталина видела «до того» только в холодильнике и один раз «после того» издали видела снеговой покров на вершинах Анд, когда уже везла эту картину из Уругвая в Москву. Она не знала, что снег бывает не плотным, как в холодильнике, а пушистым и летучим, поэтому на картине танки не поднимают за собой снеговую пыль и кажутся застывшими. Как выглядит связка противотанковых гранат, Капитолине знать было неоткуда, поэтому она изобразила несвязанные рукоятками наружу «лимонки», предназначенные для живой силы, и правильно сделала, ведь в обыденном сознании закрепился именно такой образ гранаты. Не зная точно, какие кусты и деревья в России, она вместо зимних кустов нарисовала что-то смахивающее на вечнозелёный чаппараль и на агаву, а русский зимний лес изобразила по-летнему зелёным. Горизонт подмосковного пейзажа украсили предгорья то ли Анд, то ли Кордильер. А как стальные каски трактует! - среднее между фашистскими и советскими. От иконы взяла многоточечвную перспективу, потому что не знакома с соверменной после восемнадцатого века картиной, с основами классической или даже просто общепринятой композиции и рисунка. Писала от души, по простоте и неинформированности. Прикиньте: интернета нет, книги на русском языке после 1917 года издания «не благословляются», газет и журналов на русском нет, и вообще у старообрядцев контактов с современным миром мало. Нужное обобщение получилось благодаря незнанию реалий. Хорошая живопись отличается от фотографии типизацией, обобщением. Мы видим обобщённое, символическое обозначение войны, но не умозрительное, а личностное и гуманное.
Как и должно быть в КАРТИНЕ, действие на секунду заморожено, что подчёркивает напряжение. Автору удалось показать, что танки не пройдут, потому что решимость бойцов сильнее. Вся история староверов, точнее старообрядцев – пример того, как сознание определяет бытие, как ВЕРА переламывает ход событий в пользу верующих, и Капитолине вполне удалось наглядно дать переломный момент кистью и красками. Как должно быть в картине, здесь нет ничего лишнего, но, в отличие от наивного народного творчества, есть всё необходимое, чтобы убедительно раскрыть тему. По-моему, самое ценное в картине – чёткая и смелая композиция, которая работает на драматургию замысла. Композиция необычная, такое может сделать либо природный талант, либо прилежный ученик талантливых учителей после многих лет учёбы.
От небольшой картины исходит ощущение одновременно поэтичности и значительности. Сравните с приевшейся, ходульной трактовкой войны у советских официальных художников. Пафос борьбы выглядит не пафосно. Похвально решён цвет: строгий, монументальный, скупой, но выразительный. Нет громких фраз и эффектных поз. Получился обобщённый образ войны, героизма, готовности умереть за Родину. Персонажи выглядят буднично и сурово, как, собственно, и выглядит обычно в жизни настоящее геройство, самопожертвование, подвиг. У Капитолины самобытности с избытком, но нет экзотики и этнографии. Вечные, общечеловеческие ценности – её тема. Нужное обобщение получилось благодаря незнанию реалий. Этим живопись отличается от фотографии – типизацией, обобщением. Подкупает удачное пластическое решение и прозорливость Капиталины, сила её воображения, способность понять, почувствовать и передать главное в художественном образе. Полуизолированная от современного мира художница-любительница внутри себя нашла то, что мы, вооружённые фактическими знаниями и погружённые в многочисленное избыточное документальное отражение, не проанализировали, не смекнули, не прочувствовали и к себе не примеряем. Задаюсь вопросом, кто из молодых отечественных художников имеет общечеловеческий взгляд на войну, и не могу вспомнить никого помимо Алексея Каллимы. (Интересный вопрос: гражданка Восточной Республики Уругвай госпожа Капитолина Бодунова, «ходящая там на голове», побывавшая в России один раз три недели и мало что о ней знающая – она отечественный художник?)
Лично я испытываю воодушевление от необычного искусства Капитолины: в картине волшебная полифония - смотреть и не оторваться. Сравните сжатую энергию «Войны» с нашей российской дежурной постмодернистской дохлятиной. Художница приехала и привезла картину буквально с другого конца света, возможно оттого она по-новому щекочет чувства нарушением визуальной очевидности, полузаметным передёргиванием реальности, беспокоящей зрителя двусмысленностью. Вообразите документальную фотографию этого сюжета и сравните! Услышьте говорящие отклонения! Не люблю фигуратива и реализма в их прямолинейном варианте, без подкладки. В изображении я выискиваю пищу для фантазий, слабые сигналы для игры ума, для заглядывания по ту сторону реальности, в неизведанные эмоциональные состояния. Искусство состоит, среди прочего, в умении использовать едва заметные отклонения, которые действуют сильнее, чем явные трансформации с формалистским вывертом; многим справедливо не нравятся гипертрофированность в формальных стилях, будь то кубизм, сюрреализм, притянутая за уши абстракция или экспрессионизм ради экспрессии. В хорошей дониконовской иконе, при всём её каноне и застылости, для меня больше динамики, внутренней взрывной силы и эмоций, чем в барокко или немецком экспрессионизме. Объясняю это тем, что икона направляет вовнутрь, внутрь себя и в душу зрителя, меняя его внутренний мир, а не просто показывая сильные эмоции, передаваемые от визуальной оболочки картины к непосредственным чувствам через социальную оболочку личности. Вглядываясь в икону, углубляешься в себя. В этом состоит одно из благодатных свойств великого искусства. (Ещё один пример того, как решительно всё можно использовать для пестования собственного радикального индивидуализма).
Прервусь, потому что меня понесло далеко от «Войны». Теперь самое интересное. Купил «Войну» на VIP-preview (по-русски теперь так и пишут в журналах «ВИП-превью») за 200 (Двести! два, а не три нуля) долларов США (не вру, ей-богу!), минут через пять после того, как увидел. Галерея в тот день красные кружочки (означающие «продано») не заготовила, не ожидала вообще продаж Капитолины даже по демпинговым ценам, а вышел аншлаг, сразу продали почти все 25 работ. Зритель приходил и думал, что ещё ничего из этих милых наивов не продано, а узнав, что всё, что ему нравится, уже продано, заводился. Через час-полтора, уже на вернисаже, за «Войну» галеристке давали вдвое больше, а на следующий день – вчетверо. Капитолина призналась, что написала «Войну» поутру за один сеанс на картоне, а к обеду работа разонравилась, но переделывать не стала, так что уплаченная мною цена была в её понимании справедливой. Возможно, я поставил российский рекорд 21-го века по низкой цене на открытом рынке за квадратный метр батальной живописи, а вне соцреализма, возможно, и за последние 20 лет. А каково было выбирать оформление, чтобы при безумных московских ценах оно не оказалось дороже самой картины? Сделай умственное упражнение: увеличь «Войну» с шестидесяти на тридцать сантиметров до трёх метров на полтора метра и оправь в батальный крупный багет. Глаз попросит деталей, тут и будет впору индивидуализация персонажей, которые диктовал бы нам соцреализм и которых по праву у Капитолины нет (и потому, что здесь неуместно, и потому, что она не умеет) тогда и техника будет напрашиваться масло, а не акрил. Но монументальность и выразительность сохранятся, вот что значит смелая композиция! Капитолина писала акриловыми красками, масляные она до сих пор не освоила, да они и дороже. Картина при фотосъёмке сильно отсвечивает, она у меня единственная такая вреднющая, и даже после пересъёмок плохо видно на фотографии.
|