Искандер: Напечатать статью

Крамольные художники, не желавшие творить в рамках официально господствующего социалистического реализма

Дата: 30.11.2009 02:49
Тема: Коллекция


Батынков, Константин ...

Батынков, Константин. Тополь. 2004. Б., акрил. 49 х 39

Саша, поздравляю тебя с обнародованием художественной коллекции в собственном сайте! Теперь каждый, кто войдёт сюда, прикоснётся своим взором к делу рук "крамольных" художников, не желавших творить в тесных рамках официально господствующего социалистического реализма и существовавших посему в 1960-1980-х гг. фактически в условиях подполья.

Совру, если причислю себя к ценителям или хотя бы к любителям "другого" искусства, приверженцы которого отказались от устоявшихся методов художественной практики и стали использовать новый, подчас лишь им самим понятный язык для выражения своих взаимоотношений с жизнью и обществом.

Такому, как я, неподготовленному зрителю трудно или даже невозможно ни с того, ни с сего постичь изображённое на отдельно взятой картине авангардного художника, вырванной из контекста его личности, творчества и исторической эпохи, к которой он принадлежит. Поэтому неудивительно, что такого рода работами восхищаются лишь профессионалы и ценители искусства, а до широкой публики дело пока не дошло.

Беленок, Пётр. (Пять свеч ...

Беленок, Пётр. (Пять свечей). 1969. Б., см. техника. 85 х 60

Лично у меня творчество нонконформистов вкупе с Russian contemporary artists вызывает, скорее, любопытство, желание проникнуть в тайный, скрытый код изображённого.

Вот смотрю на картину, открывающую виртуальную выставку – "Пять свечей" Петра Беленка.

Пять больших и малых цилиндров (свечей?), расплёскивают нечто жидкое, возможно, расплавленное. Почти чёрный фон, с брызгами, вызывает ассоциацию ночного звёздного неба. Наверху – овальный диск. И всё это – движущееся, клокочущее, рушащееся – готово придавить жалкую фигурку человека, тщетно пытающегося найти укрытие от, смею предположить, какой-то космической катастрофы. Меня привлекли мрачность изображённого, безысходность и бессилие слабого человеческого существа перед Универсумом, исходящие от этой картины. Поискав в нете другие работы этого художника, я увидела, что приметой всех его композиций является присутствие беспомощных в своём страхе людей - бегущих ли, летящих ли, но всегда словно спасающихся от каких-то неведомых Вселенских катаклизмов, а над ними нависают непонятные диски и кольца. Я прочитала, что сам художник свою манеру изображения в шутку прозвал "паническим реализмом".

Вечтомов, Н.Е. Диптих ...

Вечтомов, Н.Е. Диптих. (Абстракция). 1961. Б., фломастр. 19,5 х 13,5 каждый

Следующие два экспоната виртуальной выставки - диптих Николая Вечтомова.

Спонтанные, на первый взгляд, пересечения линий, штрихов. Никакой конкретной конструкции. Контуры изображённого напоминают очертаниями на одной картине картофелины и морковки, а на второй – головастиков . И в обеих частях, в разной степени заштрихованные, – подобия длинных тонких рыбин. При этом все эти фигуры, в которых больше цвета – красного, чёрного и голубого, чем формы, кажутся хаотически перемещающимися.

Вечтомов, Н.Е. Диптих ...

Вечтомов, Н.Е. Диптих. (Абстракция). 1961. Б., фломастр. 19,5 х 13,5 каждый

Лишь прочитав объяснение этих символов самим Н. Вечтомовым: "...звуки могут создавать реальное световое впечатление. И наоборот, живопись - переходить в музыкальные аккорды. Красное переходит в мажорное. Контрасты форм, пронизывающих пространство, создают какие-то ритмы... "- я приблизилась к пониманию нарисованных им здесь абстракций.

В общем: "Век живи – век учись".

Ну, а общее впечатление – собраны интересные работы художников-экспериментаторов. Не всё вызывает симпатию: что-то (на мой неискушённый, а значит, субъективный вкус) понравилось больше, что-то совсем нет.

Из всей представленной тобой коллекции больше всего, и сильно, пришлась мне по душе "Война" Капитолины Бодуновой. Менее же всего – "Девочка" Александра Савко, сильно напомнившая ностальгическую Алёнку с одноимённого шоколада, но без платочка.

Впрочем, не обязано всё вызывать восторг. Не с этой целью создал ты, Саша, свой сайт. Как я понимаю, ты решил поделиться тем, что дорого тебе самому, поэтому и пригласил нас посмотреть и высказать своё собственное мнение о собрании. Выставил, так сказать, на обозрение и суд человеческий.

Спасибо тебе, друг, за доверие к нам.

Ты потратил свои временные и денежные ресурсы не напрасно.

Новых тебе и удачных приобретений!

Автор Фая Друкер (Дания).



Это статья Искандер
http://iskan.su