Начало   Iskan Author Artist   Коллекция   Отзывы   Контакты   Статьи и новости 
0  ИскандерКоллекцияНонконформисты / Non-conformistsЗверев, А. Т. Натюрморт. Вторая половина 1950-х. Б, уголь. 24, 5 х 16,5

Предыдущий файл НачалоЗверев, А. Т. Натюрморт. Вторая половина 1950-х. Б, уголь. 24, 5 х 16,5Следующий файл
Зверев, А. Т. Натюрморт. Вторая  ...

Зверев, А. Т. Натюрморт. (Цветочный горшок с кашпо.) Вторая половина 1950-х. Б, уголь. 24, 5 х 16,5 *

Anatoly Zverev. Still life. (Flower in pot). second half of 1950s; charcoal on paper; 24.5 by 16.5 cm.

АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ

Анатолий Тимофеевич Зверев родился в 1931-м и умер в 1986-м году на 56-м году жизни. Отец, инвалид гражданской войны, болел и рано умер, мать его была всю жизнь уборщицей в туалетах, жили они в бараке с крысами и помойкой под окном. Окончил только семилетку. Систематического художественного образования не получил. Жили они крайне бедно, Анатолий не имел возможности приобрести холсты и краски, первые краски появились только в 1950 году. Работал маляром. Многие годы вплоть до её смерти был любовником вдовы поэта Николая Асеева, по возрасту с запасом годился ей в сыновья.

Рисовал тысячи портретов, каждый за бутылку спиртного. Спился. Со второй половины шестидесятых, по мере безжалостной растраты себя, не имеющей ни смысла, ни былого удальства, улетучивалась энергетика художественного жеста. Оставалась лишь виртуозность сама по себе. Огнедышащий вулкан стал выталкивать на поверхность всё больше шлаков. Такова трагедия русского саморазрушающего, самоистребляющего гения.

Вокруг его имени не утихают споры и страсти. Для молодых он шестидесятник и богемный персонаж своей эпохи, а для многих людей, знавших его лично – художник милостью Божьей и на все времена. Зверев – художник народный, тот, которым народ гордится и передаёт легенды о нём из уст в уста. Легендарный Зверев умудрился сохранить предельную творческую и личную свободу, буйный артистизм, смелый и весёлый нрав в мире мрачном и несвободном. Жизнь Зверева и его творчество – некое единое произведение искусства. Как жизнь и стихи столь почитаемого им Велимира Хлебникова, разговор о творчестве которого не обойдётся без историй и легенд о его жизненных приключениях. Жизнь Зверева, прожитая им столь отважно и художественно, стала тоже произведением искусства. Образ его жизни при всём внешнем неблагополучии, при всех своих противоречиях, а подчас и вызывающих проявлениях был в полную меру личным выбором. Судьба Зверева с её диссонансами и неправильностями неотторжима от неистовой стихии его авторского почерка.

- Садись, детуля, я тебя увековечу, - говорил Зверев прекрасным дамам середины прошлого века. Художник знал, о чём говорил.

Глядя на шесть работ Зверева из моей коллекции, из них четыре ранние, и вспоминая его психологичные портреты и автопортреты, восхищаюсь мастерством живописца, многое понимаю о времени и об обществе, которое, казалось, самоуверенно сплотилось в желании сломать и уничтожить художника и свободное искусство, а вот кануло в небытие, а искусство это живо и переживёт, дай Бог, ещё не одну скованную и несвободную эпоху.

Никого из шестидесятников не подделывают уже двадцать лет в таком количестве и так профессионально, как Зверева, что само по себе о чём-то говорит. Слово «гений» в отношении этого художника стало уже избитым, оно не полностью передаёт меру его таланта. Он стал воплощением самого духа живописи в русской художественной культуре, редкой вспышкой живописного артистизма. Приход Зверева был отмечен всплеском безудержного личного темперамента. Сам образ жизни сделал его частью истории отечественного авангарда; он стал символом свободного неофициального искусства, экспрессионистом № 1. Зверев был завоевателем и первопроходцем, и одновременно это был последний представитель московско-парижской пластической традиции, ведущей родословную от начала века. Во многом наследуя рафинированный колористический вкус «московских парижан», он сочетал личное вчувствование в это блестяще-меркнущее наследие с анархией бунтаря, «созидающего» разрушение, стремящегося всё делать иначе, по-своему, и всегда в одиночку. Это был небывалый тип русского художника, способного превращать в живопись буквально всё, что попадало в поле его внимания. Говорят, что он создал более 30 000 работ. У него была азартная воля к неустроенности, вкус к авантюрным дарам и к ударам судьбы. Ниспровергатель общепринятых норм и канонов, предельный индивидуалист и «безумец», с чёрным юмором он осваивал повадки городских низов, не чуждаясь люмпенства, что не мешало ему иметь ценителей и единомышленников и даже покровителей на самых высоких, элитарных этажах культуры. Хорошо сказала Галина Маневич: «Познакомившись со Зверевым ещё в 1962-м, мы крайне редко затем встречались. Ведь для того, чтобы общаться с этим человеком, нужно было отказаться от себя. В твой дом сразу же входил театр Зверева со всей своей атрибутикой.»

Умопомрачительная быстрота и точность движений – конёк Зверева. Уникальная скорость штриха и острота глаза, виртуозное владение техникой рисования заставляют сравнить его лишь с графикой позднего Пикассо. Виртуозно выполненные портреты, спонтанные рисунки тушью, блестящая серия натурных штудий в зоопарке – всё это ярчайшие страницы, вписанные Зверевым в антологию мировых шедевров графики.

За всю историю Советского Союза состоялся только один честный конкурс художников с непредвзятым международным жюри, на выставке международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года. Здесь перед глазами заряженных талантом и энергией молодых людей открылась панорама невиданного и «глубоко порочного искусства», имевшего скомпрометированное название – абстрактное. В конкурсе принял участие человек в стоптанных грязных башмаках, в ветхом пиджаке с чужого плеча, в скомканной тирольской шляпе, с лукавой усмешкой сатира. Всего лишь несколько взмахов кисти – и председатель жюри, великий мексиканский художник Сикейрос, присудил Звереву высшую награду – Золотую медаль. Этот инцидент, не запланированный «советской общественностью», тут же попытались замять, а получил ли сам Зверев в руки Золотую медаль, остаётся загадкой по сегодняшний день. Но как и положено в нашей стране, именно то, что больше всего хотели утаить, прочно осело в сознании народа и обретало своё иное, уже глубоко мифологическое бытование. Если деятельность обласканных и модных современных Звереву художников не вспоминается совсем или вспоминается только искусствоведами, то искусство Анатолия Зверева находит всё больше поклонников.

Источники:

Пресс-релиз галереи Полины Лобачевской к вернисажу 03.12.2009 в Домике Чехова, Москва.

П. Лобачевская. Гений графики. Галерея «Кино», М., 2005

А. Зверев. Изд-во P.S. М, 1991.

__________________

p.s. не собирался я писать панегирик, а вот куда деться, если всё так и есть…


Комментарии

Нет комментариев.
Вы можете оставить первый комментарий.

Ваше имя:

Ваш комментарий:

 
Внимание: будьте корректны добавляя свой комментарий.


0
 Начало    Регистрация