Версия #4
"Как часто в тех, кого мы слышим
Мы видим тех, кого здесь нет."
О чём писал В.Я.Брюсов 100 лет назад? Думаю о фальсификаторах. B cтремлении вывести любой вид искусства из тесного русла традиционных мотивов и форм, в желании получить материальную выгоду в результате бескорыстного фантазерства и проказничества появлялись и появляются все эти подделки, апокрифы, копии, мистификации. Одна из проблем, стоящих перед человеком, интересующимся искусством - отсев всех этих дешёвых явлений. Быть нечестным плохо, а честным - хорошо?
Современная психотерапия учит человека притворяться, изображать из себя того, кем не являешься: успешного, реализованного, любящего, сексуального и т.п. Они исходят из того, что человек может остаться самим собой только в кабинете психотерапевта. Здесь он может, да и должен сбросить с себя все маски и предстать таким как он есть: боящимся, неудовлетворенным, обиженным, обделенным любовью, несчастным. Я - Зритель, Я и есть лучший психотерапевт.
Итак, работа "Девочка" молдавско-приднестровского художника А.Савко. К счастью, автор не надрисовывает свою картину на уже имеющийся материал и не пытается выдать свой портрет за раннюю работу В.Брюллова. В 1820-е годы Тропинин создает особый вид жанровой картины: поясное изображение человека, занятого каким-либо привычным делом. Фигура, как правило, изображена крупным планом на нейтральном фоне. Всмотримся и мы. По привычке в 13.40 девятилетняя девочка пришла домой из школы. На кухне она неожиданно обнаруживает 54-летнюю свою бабушку с посторонним мужчиной. Мужчина знаком девочке: это их дальний родственник из Кишинёва, активист антиприднестровского движения "Единая Молдова". "Как же ты могла, бабушка, - удивляется девочка, - ведь ты сама говорила, что политика прежде всего!"
Девочка ещё сильнее сжимает свои щёчки чуть подкрашенными ноготками. Она подавлена, бант съехал, причёска распалась.
Stop! Причёска, ноготки... Предоставим слово хозяину картины Искандерy:
"Бровки подщипаны и подведены, реснички загнуты, губки накрашены, пенку на локоны не пожалели, взрослый жест... С детками такого не проделывают+ Вау! Так это же её мама!" Автор этих строк (ИСКАНДЕР) наивно полагает, что на картине особь женского рода. Ха-ха-ха!
Мужчина это, мужчина. Вытянутый вертикальный формат, ось симметрии картины проходит посередине портретируемого, взгляд сфокусирован на зрителе. На правом "девичьем" плечике след от портупеи, на запястьях чуть заметные татуировки. Весьма характерно анатомическое построение. Девочке(???) придается горделивая спесивая осанка: корпус выдвинут вперед, а голова вскинута назад, при этом подбородок не задран. Мужчина, ни дать, ни взять. И, пожалуй, главное. Мужской портрет всегда менее декоративен, чем женский. Как следствие, создающие живописно-декоративную поверхность полотна изображения роскошных одеяний встречаются гораздо чаще в портретах, изображающих женщин. А что у нас?
Бирюзово-голубой сарафанчик не собьёт зрителя с толку. Я нашёл в архиве info o том, что такие сарафанчики шили бендерские феминистки в 2002г. и продавались они по 239$ за штуку. И назывались они "Симпсон-засранец". Мне показалось, что автор стесняется ног мальчика-девочки. Тогда я аккуратно, нежно, ухватившись за бантик поднял его-её. Да, так я и думал. Хорошие(made in Italy) носки, купленные на sale в универмаге "ХЦ", Рублёвское шоссе, д.48/1 и туфли Naot(Israel, 699 shekel), по случаю обменянные на репродукции испанских художников-портретистов, где герой(негероиня!) картины "Девочка" в "Портрете Гарсии Медичи" Аньоло Бронзино(1550г.) видел свою одноклассницу Леру Ш., спешащую на встречу c одноклассниками; а другого одноклассника Вовку Ш., - гладящего ручку своей классной руководительнице на картине "Портрет инфанты Анны и ее брата Филиппа IV" Хуан Пантоха де ла Крусa(1607г.)
Но это уже совсем другая история.
|