Начало   Iskan Author Artist   Коллекция   Отзывы   Контакты   Статьи и новости 
0  ИскандерАльманах СтранникаРазмышления о современной так называемой «рублевской субкультуре»

 РазмышленияРазмышления о современной так называемой «рублевской субкультуре»

Размышления о современной так называемой «рублевской субкультуре» и прочих извращениях в культуре и искусстве

Недавно получил несколько так называемых принтов Латышева. Увиденное мягко говоря не обрадовало, скорее огорчило: как же упорно некоторые пытаются загадить искусство мусором, отходами малоинтеллектуального даже не творчества – сделанное творчеством уж никак назвать нельзя.

Картинки в общем-то даже ничего: кроме бабушек – безвкусица и пошлость. Это – мое мнение. Я не великий знаток живописи, но эти вещи – не искусство. Я вообще удивился, что такое убожество выставляют в художественной (!) галерее, выставляют как искусство. Такие картинки аналогичны рэпу (обозвали речитатив рэпом и безголосые существа возомнили себя гениальными певцами). Бабульки – еще могут сойти за иллюстрацию какого-нибудь быта, но вот все остальное – с Искусством рядом не стояло. Такие картинки – из серии надписей на заборах. Очень печально, что чьи-то примитивные прихоти не поднимают до Искусства, а опускают Искусство до подзаборного существова-ния. На мой взгляд это все даже не безвкусица, а, как теперь говорят, – ниже плинтуса. В этих жалких картинках не видно Художника – невелика заслуга взять какие-нибудь картиночки-плакатики, чуть их подмазать и выдать за свои работы. Причем исходники – весьма низкопробные (на какой же свалке Латышев их откопал?!). И вот такое собираются выставить в художественной галерее?! Они не заслужили даже забора (на котором, всем известно, что пишут).

Художник (если он – Художник) в любой своей картине пишет в какой-то степени себя (по крайней мере я так понимаю, вижу). Так же как и писатель – что бы ни писал, все равно в какой-то мере его произведение будет автобиографично, ибо вкладывает он не только мысли, но и душу свою. Только тогда получается шедевр, классика, то, что хочется перечитывать или пересматривать. Есть картины, к которым также не раз возвращаешься посмотреть, увидеть. И каждый раз открываешь для себя что-то еще и еще, какие-то черты, смысл, идеи. Вот Эрик Булатов – его хочется посмотреть еще не раз; его творческая сила энергетика просто захватывают и не отпускают. Как в литературе, так и в живописи – каждое последующее прочтение или видение (ударение на первом слоге) открывает все новые грани произведения, обогащают нашу душу. А вот эти с позволения сказать картиночки – они злые, пакостные, вызывают отвращение, омерзение, ибо напоминают отходы из выгребной ямы придорожного туалета. От этих картинок нехорошо пахнет, если можно так выразиться. Может, я и не прав, может – ничего в живописи не понимаю, но – излагаю свое впечатление. Есть в них что-то нечистое, мерзкое. В них нет души, не видно самого художника (полно, да и художник ли он?). К сожалению, в последнее время все чаще получается так, что в угоду толпе, причем толпе низкопробной Искусство превращают в ширпотреб, пытаются принизить до пошлости, до гламура (который и есть примитив!), до подзаборного уровня. Это, несомненно, очень грустно и печально. Такие вот картинки ничем не могут обогатить, напитать кроме как дерьмом (уж простите за грубое слово, но другого здесь просто не подобрать).

Картину, как и книгу, нужно прочувствовать, со-пережить, а это – даже просто смотреть не хочется. Такое даже даром взять не стоит, а уж покупать – не от большого ума и не от по крайней мере хорошего вкуса. Это – та самая пресловутая ложка дегтя в бочке меда (Искусства). И это ну уж никак, при всем, даже самом огромном желании Искусством назвать нельзя. Сейчас вот вспомнился «Демон» Врубеля – на него без внутреннего содрогания, без дрожи души смотреть невозможно – прожигает насквозь. А это – кроме брезгливости ничего не вызывает, это – то, что смотреть, в руки взять неприятно, противно.

Ну вот – сказал, что чувствую, как думаю, как вижу. Теперь посмотрю Айвазовского – смыть эту грязь. У Ивана Константиновича море – живое, чистое (даже в шторм), силища там – неимоверная, стихия потрясает, омывает. Я люблю пересматривать его картины – в них есть даже что-то волшебное, неземное, загадочное, очищающее… Погружаешься с головой, выныриваешь – с новыми силами…

Сейчас вспомнилось еще одно определение: картинки Латышева – есть продукт так сказать «второй свежести», а то и даже третьей.

Захотелось написать о Латышеве и проч. – уж очень зацепило меня это так называемое «искусство». Латышева художником назвать у меня язык не повернется. И до Булатова ему как до самой дальней галактики. И никакую латышевскую так называемую картину я, даже если б мне доплатили, не повесила бы даже в туалете. Они – злые, гадкие. Хотя для разных папиков с их моделями-гусеницами такая гадость может сойти за искусство. Мне это напомнило, как в одно время было модно подбирать книги – чтобы обложки подходили под цвет обоев, содержание – не интересовало, не играло никакой роли. То же и здесь – такое же безвкусие, такая же неразборчивость. Никогда, никогда не приму эту гнусную пошлость за Искусство. Что рэп, что принты, что еще какие-нибудь извращения – только бизнес – может быть, но никак не искусство. Спорить не буду: люди могут быть умными, даже очень умными, особенно в своем деле, но тупая погоня за модой – конформизм чистой воды. Помните – когда-то таких называли «инкубаторскими». Если весь смысл жизни – добывание денег (тысяч, миллионов, миллиардов) и к тому же упорное мнение, что все продается и покупается, а также – обезьянья манера «у соседа есть, и я не хуже, тоже такое хочу», то и приводит к неразборчивости, безвкусию и пошлости. По моему мнению этот Латышев – на уровне низкопробной попсы (безголосых козликов и девиц с ногами, но – без голоса и без мозгов). Вот, к великому сожалению, даже Пугачева скатилась с некогда высокой планки на этот низкий уровень. Ее последний репертуар ничем не отличается от всяких «муси-пуси». Это все: и Латышев, и попса и проч. Им подобное – лишь жалкий эрзац, неудачная пародия, жалкое зрелище. Думаю, да просто уверен, что, например, Третьяков такое никогда бы не купил, даже даром не повесил бы даже в свинарнике – свиньи бы взбесились от подобного зрелища.

Не знаю – то ли гены предков, дворянско-интеллигентская наследственность дает себя знать, но уподобляться «всем», плясать под дудку так называемой моды (а еще вопрос – кто ее создает такую?!) не буду. Потому излагаю свое мнение и могу спокойно его повторить кому угодно. Никогда не был «как все», и не понимаю и не принимаю это стадное стремление «у Феди есть и мне нужно, да побольше, чем у него». Обезьяничанье свойственно малым детям и тем, кто всегда смотрит на соседа – «у него есть, и я себе заведу». Это порождает дурновкусие, неразборчивость, неумение отличить шедевр от ширпотреба.

Жители Рублевки… Занятый бизнесом, политикой папики, скучающие их подруги… Со скуки начинают писать якобы книги (чтиво) о высосанных из пальца переживаниях изнывающих от безделья дамочек, о пресловутых разбитых сердцах, об ожидании принца на белом коне… Мозги, ум возможно и есть, вкуса – нет. Мир, где все меряется лишь деньгами, завистью, чванством, обречен на гибель. У такого мира не будущего. Вы говорите мне – там есть умные люди. Но ум – не показатель хорошего вкуса, наличия принципов, чувства собственного достоинства, совести, наконец. Можно быть умным в бизнесе и никем – в искусстве. По-моему, ни один нормальный человек в здравом уме такое латышево не то что не купит – даром не возьмет. Штамповать, клепать такую жалкую халтуру, да еще распространять ее, «впаривать», как метко заметил М. Задорнов, «боГ(х)атым»: ну что ж – люди как могут, так и зарабатывают. Но это не искусство, это – бизнес, причем далеко не лучшего качества. Если у человека есть чувство собственного достоинства, есть хотя бы понятие о чести, он такой халтурой даже ради прибыли заниматься не будет. Дворянство, аристократы, например, в свое время не считали зазорным работать даже уборщицами, посудомойками – труд не позорен, позорна – всякого рода халтура, лажа. Не всё и не все в этом мире продается и покупается. К сожалению, некоторые это забывают. Дельцы в мире искусства – жалкое зрелище !!!

Страсть коллекционера… Я всю жизнь собираю книги. Но ни за что не стал бы покупать нечто модное только потому, что это покупают все. Если в книге нет смысла, если там – халтура, чтиво, дамские романчики, такое даром не возьму, даже если книжонка написана дамочкой с Рублевки. А ведь многие и поныне приобретают книги, картины, скульптуры и проч, – лишь бы оно подходило к цвету стен ихнего дома. Примитив! Вот и Зураба Церетели Лужков продвинул в свое время, а ведь таланта там не было изначально! Его уродливые творения наводят тоску и вызывают неприятие. Зато – он моден! Не знаю – мешает, что ли, воспитание на мировой классике в литературе, в искусстве, в музыке, но Тарковский, Параджанов, например, – гении, а вот Церетели – им даже в подмастерья не годится. Хотя на уровне Рублевки он – талант, ибо сделали его модным, вот и хочется не отстать от других, быть «как все».

Если у человека есть вкус, если имеется хотя бы понятие о прекрасном, он никогда ради моды не то что не купит, даже не посмотрит на эту бездарную безвкусицу. Есть вещи, которые не продаются и не покупаются: честь, принципы, чувство собстственного достоинства. Такой человек не будет распространять халтуру, выдавая ее за нечто стоящее. Изменять Искусству ради денег, моды, рейтинга – значит изменять самому себе как личности, как человеку. Такое обычно наказуемо – если не людьми, то силами свыше.

Сейчас вот все делят на формат и неформат. Впрочем, так было и раньше – термины были другие. Но суть от этого не меняется. Вот, например, В. И. Яковлев – Мастер. А можно ли это сказать про всяких там латышевых, биланов, лелей и иже с ними?! Они все – попса! (от слова попа). И это все – деградация. Эволюцию развивали, двигали вперед только «неформат», нонконформисты, а не серая масса инкубаторских. Люди, мыслящие нетрадиционно, не боящиеся отстаивать свою точку зрения, не идущие на компромисс в угоду «сильным мира сего» или толпе – их помнят все последующие поколения. А этих, поставленных на конвейер, на поток халтурщиков никто не вспомнит уже завтра, разве, может, иногда помянут недобрым словом, как создавших уродство, примитив.

Вот посмотрел немного (на Болотной, например) на свору продажных политиков (даже проститутки благороднее их), которые лижут пятую точку американцам, меньше всего думают о своей стране, о людях. Они вызывают презрение и омерзение – ни чести, ни достоинства, – марионетки. Разве это люди?! Та же Собчак, Немцов и др. И дураками их назвать нельзя, они – умные. Но – и человеками они не являются. Зато они – формат! И латышевы – формат (так, якобы, в обществе принято!). Это – не общество, это – стадо: куда главный баран (главнюк) пойдет, туда и они. И путь их – в пропасть, деградация. И эрзац-искусство попсы – деградация, жалкие попытки просто даже казаться талантами, но это у них не получается. Зато там везде – деньги! Наличие ума не гарантирует наличие у человека хорошего вкуса, эстетического восприятия, и вообще – д у ш и !

Искусство должно облагораживать душу, обогащать духовный мир, развивать ум. А латышевские картинки обогатить могут лишь (извини за грубость) дерьмом. Нормальный человек этим обогащаться не захочет. Жаль, что время и деньги тратятся на такую бездарность и такое вопиющее безвкусие. Да еще и распространяется эта халтура – модно! А талантливый неформат, т.к. нет у них богатых спонсоров, остается в тени, к сожалению. Я очень-очень не хочу, чтобы потомки лицезрели жалкую халтурку латышевых – еще, не дай Бог!, вырастут этакими покемонами.

Вот – получилась почти целая статья. Но просто тема уж больно злободневная. Картинки Латышева, по-моему, сродни новомодным сейчас инсталляциям. В Храме Искусств, в прекрасном зале, с искусной лепниной, выполненной гениальными мастерами, – куча мусора. А «знатоки» искусства ходят вокруг этой кучи с глубокомысленным выражением лица, с обожанием взирают на эти отходы – и смех и слезы! Что же с людьми происходит?! И вот что мне интересно: покупает ли кто-нибудь этот мусор, чтобы поместить у себя дома? Даром на подобные инсталляции можно спокойно на любой свалке посмотреть – живописно! И увезти со свалки кусок себе домой – модно! Может для ОАЭ эта халтура за искусство и сойдет. Хозяин – барин. Если так уж хочется – пусть себе покупают. Хотя, на мой взгляд, такая лажа гроша ломаного не стоит.

Тема очень уж животрепещущая – целое послание получилось. Одна надежда – может хоть у кого-нибудь что-то в мозгах зашевелится, да глаза откроются – где искусство, а где – отходы. В этой жизни, в этом мире нужно учиться быть Человеком, с душой, разумом (не только умом), честью, совестью. Невелика заслуга – «впаривать» бизнесменам и их дамочкам-подружкам эти выкидыши из искусства. Больше чести и уважения, если человек продвигает действительно талантливых мастеров, прекрасные их творения.

Только воспаленное, недалекое воображение может подтолкнуть человека купить картинки, подобные латышевским, да еще – повесить их в своем доме! – тут нужен психиатр! Как нужен он этим отмороженным девицам из Pussy Riot, Латышеву и его спонсорам, и всей нынешней попсе. Зрелые тети в климаксе подбирают себе молоденьких мальчиков, причем каждый последующий моложе предыдущего. И мальчики, живущие с тетями, которые им уже в бабушки годятся, – ради денег, карьеры. И дружно уверяют публику, что у них – любовь. Вот скажите мне, пожалуйста, нормальный человек в здравом уме и трезвой памяти этому поверит?! Там такая же любовь, как Латышев – якобы художник.

Я – не ханжа, и сам – не безгрешен. Безгрешных в этом мире нет, разве что – святые. Только есть ли они сейчас – кто скажет? Вот только все эти картинки-принты, рэпы, клипы и проч. – бред наркоманов, извращения, как множатся, к сожалению, эти извращенцы в шоу-бизнесе (а не в шоу-искусстве), в искусстве (где цель – нажива, а не творчество!). И пока остальные молчат, молча глотают этот извращенный суррогат, так и будет процветать это безвкусие, дурновкусие, деградация. Трусость и страх (а что скажет княгиня Марья Алексеевна!) убивают в личности (если она – Личность) все лучшее, что может быть в человеке. Кто-то боится, что его посчитают белой вороной, человеком не от мира сего, кто-то боится оказаться «не как все», выпасть из стада, кто-то просто боится жить, предпочтя жизни существование… Жаль таких. Гениально сказали Стругацкие: «…сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы…» И чему такие могут научить своих детей, своих потомков? Разве что быть примером того, как не надо жить.

Информация к размышлению: «жить-то он жил, а вот быть-то его не было»…

Чего мы больше всего хотим: жить или быть? Жить и идти кривыми глухими окольными тропами, либо – быть, быть Человеком, ведь именно глухие тропы и ведут к океану смерти…

Искусство экстра-класса либо жалкий суррогат…



Дата: 24.03.2012 12:29 (Прочтено: 1072)
Copyright © Искандер   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью
Самая читаемая в этой теме статья
Размышления о жизни, смерти, Странниках…


Ваш комментарий
Ваше имя: Гость [ Регистрация ]

Тема:


Комментарий:


 

Комментарии к статье



0
 Начало    Регистрация